В данной статье речь пойдет об одном из величайших арабских путешественников 12-ого века, которого можно смело назвать «Арабским Христофором Колумбом». В статье будут представлены его путешествия от Марокко до Индии, Мальдивских островов и Китая, а имя этого путешественника — Ибн Баттута.
Биография. Один из самых великих путешественников которого знал мир, ибн Баттута, появился на свет в 1304 году в Морокко в городе Танжере. О том, как прошли его детские годы известно очень мало.
Полное его имя — Шамс ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи. Когда Баттута был еще ребенком, он проходил обучение в медресе, в котором изучал право и богословие. Еще в юности Баттута решил совершить паломничество к святыням в другие страны.
История жизни одного из величайших путешественников Ибн Баттуты
Первое путешествие ибн Баттута совершил
когда ему было 22 года, и тогда он даже не мог подумать о том, что странствия будут занимать не один десяток лет.
Таким образом, Баттута пересек границу Северной Африки, прошел Ближний и Средний Восток, Йемен, Восточную Африку, Аравийский полуостров, Кавказ, Астрахань, Константинополь, Среднюю Азию. Кроме того, побывал в Афганистане, через который попал в Индию, где жил на протяжении нескольких лет. В дальнейшем он посетил Цейлону, Мальдивские острова, Индонезию, Китай, после чего вернулся обратно в Марокко. Однако через короткий промежуток времени ибн Батутта, вновь отправился в странствия, побывал в Западной и Центральной Африке, а также посетил Пиренейский залив.
За всю свою жизнь путешественник ибн Баттута прошел около 120 700 километров, и в те времена для путешественников это было верхом всего. В 1354 году ибн Баттута вернулся в Фес. По возвращению он выпустил книгу, которая называется «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». Ибн Баттута скончался в Фесе в 1368 году, однако данная информация разнится во всевозможных источниках, и, по другим сведениям, он умер в 1377 году.
Путешествия и странствия. Хронология
Ибн Баттута отправился странствовать в 1325 году 14 июня, а отправной точкой был его родной город, где он родился и вырос — Танжер. Основной целью его путешествия было совершить паломничество в священный город мусульман Мекку, а также побывать на могиле пророка Мухаммеда в Медине. Его дорога была очень длинной и проходила через северное побережье Африки. Однако в Тунисе ибн Баттута присоединился к каравану паломников, которые также держали путь в Мекку. Позже они добрались до Александрии, еще через некоторое время были уже у Нила, а после посетили Каир. В дальнейшем они взяли курс на юг вдоль Красного моря, чтобы добраться до Аравии. Однако из-за того, что между египтянами и бедуинами проходили военные действия, ради собственной безопасности они поменяли направление. Путешественники прошли через страны Малой Азии: Сирию и Палестину, побывали во многих древних городах, увидели исторические памятники, о которых ибн Баттута написал в своей книге.
Кроме того, как писал ибн Баттута, Дамаск поразил его «превыше красоты других городов». Особенно он выделил мечеть Омейядов, которая была украшена золотом, драгоценными камнями, мраморными плитами, а также многоцветной мозаикой. По ходу своего странствия ибн Баттута был женат три раза. По правилам, в мусульманской религии правоверным разрешается иметь не более четырех жен и неограниченное количество наложниц и рабынь. Как гласят исторические факты, в 1326 году караван паломников добрался до поставленной цели: они прибыли в Мекку в место основателя ислама – пророка Мухаммеда. Осуществить хадж в данный город является одной из самых важных задач для каждого мусульманина. Как и задумывалось, ибн Баттута посетил и Медину, где похоронен пророк Мухаммед.
Побывав в Мекке и Медине, путешественник отправился в Басру, Багдад, Мосул. В дальнейшем его дорога проходила через северо-восток, к таким городам как Иран – Ширазу, Исфахану, Мешхеду. Кроме того, в те времена данные города поражали всех своей красотой. Каждый путешественник, побывавший в них, привозил оттуда знаменитые персидские товары: шелковые ткани, драгоценные камни, золотые и серебряные украшения. Затем ибн Баттута вернулся в Мекку и проживал там на протяжении двух лет, после чего отправился в морское путешествие. Прибыв в Джидду, он сел на корабль и отправился через Красное море в Суакин в суданский порт.
В дальнейшем ибн Баттута держал путь через берега Восточной Африки вплоть до Мазамбийского пролива, побывал в городах, ознакомился с обычаями и традициями африканских племен. После чего посетил Йемен. Ибн Баттута писал, что жители Йемена отличаются отличным настроением, красивой внешностью, мягким характером, но что касается женщин, ибн Баттута упомянул, что в Йемене они были необыкновенной красоты.
После ибн Баттута держал путь через побережья всех портов. Самым крупным портом, который он посетил, был Ормуз. Как раньше говорили арабы, «Земля-кольцо, Ормуз — жемчужина в нем». Кроме того, в данном порту можно было встретить купцов со всего мира. В дальнейшем путешественник отправился в Бахрейн, который славился своим жемчугом. Как писал ибн Баттута, рассказывая, как добывался жемчуг: «Перед каждым нырянием в воду ловцы жемчуга надевают маску из черепашьего панциря, из которого также делают клещи, служащие для зажимания ноздрей. Затем обвязываются шнуром и ныряют в воду».
Спустя некоторое время путешественник добрался до пустыни Аравии, уже в третий раз совершил паломничество в Мекку и уже изведанным путем добрался до Каира. Однако дикое желание путешествовать толкало его на новые путешествия по новым маршрутам. Таким образом, ибн Баттута поддался своей страсти и отправился в путешествие, и на этот раз его путь был направлен на север. Он желал посетить Золотую Орду. Путешественник отправился через Малую Азию к Черному Морю и уже в 1332 году ибн Буттута был в Крыму. Осмотрев весь остров, он отправился через степи к реке Волга в Астрахань. Кроме того, ибн Баттута передвигался по замерзшей Волге и в итоге назвал ее «одной из великих рек на свете». Спустя время караван ибн Буттуты достиг столицы Золотой Орды – Нового Сарая, одного из самых красивейших городов Востока. Путешественнику удалось увидеть домики, торговые лавки, мастерские ремесленников, которые находились очень близко друг к другу. Кроме того, там же находился дворец – зимняя резиденция хана Узбека.
В дальнейшем ибн Баттута отправился сквозь безводные земли Казахстана в Бухару и Самарканд, а затем на юг. Данная дорога был нелегкой, так как им пришлось преодолеть высокогорные перевалы гор Гиндукуша. Название гор переводится как «убийца индусов».
Это интересно! Данное название гора получила из-за того, что многие рабы при доставке из стран Индии погибали от холода и из-за большого количества снега в этих горах.
Однако ибн Баттуте и его каравану удалось преодолеть суровые условия, и они прибыли в Кабул. Когда-то данный город был огромен, однако сейчас это всего лишь селение, в котором проживает племя персов, которых называют афганцами. Как писал ибн Баттута, «большинство афганцев владеют всеми городами и перевалами, а также большая часть населения является разбойниками». Однако в скором времени их ждала красочная и богатая Индия. Кроме того, правитель Индии султан Мухаммед-шах встретил богатого арабского купца с большим почетом.
Помимо этого, известно, что ибн Баттута в 1334 году получил должность кади Дели при дворе султана. Несмотря на свой молодой возраст, путешественник имел уже богатый опыт в путешествии и дипломатии, владел многими языками. Известно, что, посещая новые города как богатый купец, он тут же овладевал авторитетом и уважением со стороны султанов, монархов и часто становился фаворитом. Кроме того, известно, что в Дели ибн Баттута прожил на протяжении семи лет. Есть информация о том, что его подозревали в заговоре и даже сажали на какое-то время в тюрьму. Однако сразу же выпустили, так как донесения были ложными. После этого ибн Баттута отправился в Китай.
Это интересно! Путешествие в Китай оказалось опасным, так как по пути на посыльных султана напали разбойники, ограбили и взяли в плен. Однако путешественнику удалось чудом сбежать, он вернулся в Дели и доложил султану о нападении на посыльных.
Тогда султан Мухаммед-шах снарядил другу экспедицию уже морскую, однако и ее постигла неудача, так как поднялся шторм и все корабли вместе с подарками от султана китайскому Императору пошли ко дну. Хотя сам ибн Баттута не пострадал, путешественник возвращаться в Дели уже не решился. В конечном итоге он снова отправился в путь в южную Индию и добрался до Мальдивских островов, на которых прожил несколько лет.
После этого ибн Баттута посетил остров под названием Цейлон. В этом месте путешественника поразило разнообразие драгоценных камней. Как писал ибн Баттута, «На лбу белого слона я видел семь рубинов, каждый из которых был больше куриного яйца». После странник возвращался на Малабарский берег, однако его корабль затонул, так как на судно напали пираты. У ибн Баттуты отняли все, как он писал: «Они отняли все, что у меня было и что удалось мне сберечь на черный день, забрали жемчуг и драгоценные камни, подаренные мне правителем Цейлона, платье и дорожные припасы, не оставив даже ничего из одежды, кроме штанов». В дальнейшем путешественнику удалось добраться до Дели, там он встретил своих знакомых купцов, которые посочувствовали ибн Баттуте и помогли ему деньгами, чтобы он смог добраться до дома.