В Лувре Абу-Даби открывается выставка абстракции и каллиграфии

Беспрецедентный проект, открывающийся 29 октября, предлагает новый способ понимания роскоши и прослеживает ее исторические истоки

«Десять тысяч лет роскоши» — беспрецедентный проект, задуманный и осуществленный Лувром — Абу-Даби совместно с французскими музеями, и прежде всего парижским Музеем декоративных искусств. Его директор Оливье Габе выступил куратором этой выставки, уже в своем замысле заслуживающей эпитета эпохальной.

Она объединяет 350 экспонатов из 30 стран, включая ювелирные украшения, мебель, дизайн, моду, произведения искусства. « Роскошь сегодня окружает нас везде: в предметах, образах, языке. Эта выставка собрана из раритетов, хранящихся во французских национальных музеях, но также и из недавних археологических находок в Абу-Даби. Мы предлагаем новый способ понимания того, что такое роскошь, и прослеживаем ее исторические истоки», — говорит Габе.

В наши дни мировые музеи часто обращаются к теме роскоши, охотно показывая звезд моды и дизайна.

Достаточно сказать, что в парижском Фонде Louis Vuitton сейчас идет выставка дизайнера-новатора, модернистки Шарлотты Перриан, а год назад нью-йоркский Метрополитен-музей рискнул посвятить большую выставку католическому вкусу, сравнив церковные облачения с экстравагантными созданиями современного кутюра. Такие шоу неизменно собирают толпы, становясь чемпионами по посещаемости. Сфера, которая в русском языке скучно описывается выражением «декоративно-прикладное искусство», имеет немало адептов, и тут есть примеры блестящих выставок — как идущая сейчас в Музее Леопольда в Вене выставка о рождении стиля модерн «Вена-1900» или яркие инсталляции Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Что касается древности, то артефакты исчезнувших цивилизаций чаще попадают в раздел археологии и под углом «роскоши» их рассматривают редко.

Так что сама идея объединить эти столь разные культурные сферы, найти общее между богатыми орнаментами мамлюкского ковра XV века из Египта и доведенными до последней степени минимализма песочными часами нашего современника австралийца Марка Ньюсона, выстроить единое повествование, рассказывающее, как за века изменялось само понятие роскоши, кажется необычайно смелой.

Впрочем, Лувр — Абу-Даби, открывшийся два года назад, сам по себе является плодом амбициозного эксперимента, возможно самого грандиозного в новейшей музейной истории. Напомним, что он появился на искусственном острове Саадият в результате соглашения Абу-Даби с французским правительством, по которому новому музею на 30 лет передается в пользование имя Лувра, а также экспонаты из его коллекции. Фантастическое здание, больше похожее на город с каналами, было построено по проекту знаменитого французского архитектора Жана Нувеля, и ноу-хау музея состоит как раз в том, чтобы сблизить европейские ценности и культуру Востока.

Манюэль Рабате, директор Лувра — Абу-Даби, говорит: «На этой выставке мы исследуем, как человечество было связано с роскошью, рассматривая тему будто в длиннофокусном объективе с античных сокровищ до высокой моды наших дней. Такой подход составляет суть универсального нарратива Лувра — Абу-Даби, являясь частью нашей ДНК».

В 12 залах не просто показаны раритеты, но и сформулированы разные концепции роскоши.

В древних цивилизациях Месопотамии и Ближнего Востока ценность предметов определялась прежде всего ценностью и редкостью материалов, из которых они были изготовлены, а также их символической важностью с точки зрения верований и обрядов. В Средние века предметы роскоши начали путешествовать из страны в страну, получив широкое распространение благодаря новым торговым путям и развитию технологий.

Естественно, что на такой выставке особое место уделено Парижу, ставшему мировой столицей роскоши начиная с XVII века, когда создается блистательный Версаль и на пышные причуды королевского двора начинают заглядываться все соседи. В XVIII столетии важную роль в расцвете рынка роскоши сыграли marchand-mercier, торговцы галантерейными товарами и предметами искусства. На выставке воссоздана лавка такого маршана со всем ее ассортиментом, прообраз не только современных модных брендов и их завлекательных бутиков, но и нынешних художественных галерей.

В следующих залах зрителей ждут новые повороты темы. Промышленная революция привела к попыткам сделать роскошное массовым, что можно видеть в прекрасных образцах стилей ар-нуво и ар-деко. Однако уже в ХХ веке понимание роскоши кардинально меняется: дизайнеры стремятся к простоте и минимализму, возводят в культ натуральные материалы, подчеркивающие близость к природе, и ищут новые ресурсы — как образов, так и их интерпретаций. Выставка представляет феномен модных именных домов во всем их великолепии — тут и ставшие иконами стиля винтажные наряды от таких грандов, как Коко Шанель, Эльза Скьяпарелли, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Карл Лагерфельд, Аззедин Алайя, так и современные шедевры знаменитых брендов, в числе которых Cartier, Hermès, Louis Vuitton, Van Cleef & Arpels.

Культурная программа выставки посвящена феномену «дивы» — женщинам, ставшим объектом всеобщего поклонения. И это отнюдь не только оперные примадонны прошлого и современные топ-модели. Серия концертов и перформансов отдает дань великим героиням арабского мира — популярнейшим певицам, египтянке Умм Кульсум (1904–1975) и ливанке Файруз (р. 1935), чей псевдоним значит «бирюза». Файруз часто зовут «матерью ливанского народа». Так что и здесь музей следует своей объединяющей миссии.

Наконец, посетителей выставки ожидает еще один сюрприз — это USO, то есть «неопознанный ароматный объект». Эфемерная инсталляция в виде облака духов создана парфюмером Cartier Матильдой Лоран с использованием новейших технологий управления климатом. Это первая подобная инсталляция в арабском регионе. Чтобы окунуться в облако, нужно подняться в стеклянную капсулу под гигантским куполом музея — и оценить остроумный отсыл к древним временам, когда благовония были драгоценностями.

Лувр Абу-Даби анонсировал несколько новых выставок.

Лувр Абу-Даби объявил о пяти новых крупных выставках в рамках культурного сезона 2023–2024 годов, начиная с шоу для детей на космическую тематику.

Выставка «Изображая космос» откроется в Детском музее Лувра Абу-Даби 18 июля и продлится до июня 2025 года. Юные посетители узнают, как космическое пространство со всеми его символами изображалось в искусстве.

Шоу затронет первобытное увлечение людей космосом и то, как небо над их головой было неиссякаемым источником вдохновения. Выставка также включает в себя специальную миссию, цель которой — привить наблюдательные и аналитические навыки, необходимые исследователям космоса завтрашнего дня.

Затем Letters of Light будет запущен в Лувре Абу-Даби 13 сентября и продлится до 14 января. На выставке будут рассмотрены священные книги трех авраамических религий — Коран, Библия и Танах.

Выставка проводится в сотрудничестве с Национальной библиотекой Франции и французскими музеями, и исследует исторический контекст, в котором возникли священные книги, связанные с ними научные, талисманические и мистические практики, а также их важную роль в интеллектуальной и художественной истории.

Выставка подчеркнет универсальные сообщения в библейских, евангельских и коранических текстах, выделив эпизоды и фигуры, которые являются общими для всех трех.

Открывающаяся 20 марта выставка «Басни с Востока и Запада: от Калилы ва Димны до басен Лафонтена» расскажет о влиянии басен о животных на древний мир. На протяжении тысячелетий басни постоянно трансформировались и адаптировались с одного языка на другой, в результате чего как на Востоке, так и на Западе было создано множество новых произведений.

Cartier, Islamic Inspiration and Modern Design станет предпоследней выставкой, открывающейся в Лувре Абу-Даби в этом году. Выставка, которая пройдет с 15 ноября по 24 марта, расскажет о влиянии исламского искусства на дизайн Cartier. На ней будет представлено более 500 экспонатов от украшений и шедевров исламского искусства до рисунков, книг, фотографий и архивных документов.

Последняя крупная выставка года в Лувре Абу-Даби — Art Here 2023. На выставке, которая пройдет с 21 ноября по февраль 2024, будут представлены работы художников, номинированных на третью премию Richard Mille Art Prize.

О FRANCE MUSÉUMS

Учреждённое в 2007г. после подписания межправительственного соглашения между Абу-Даби и Францией, France Muséums, консалтинговое и проектное агентство по вопросам национально-культурной специфики, было создано для учреждения Лувра Абу-Даби и поддержки проекта во всех его направлениях (стратегическом, научном, культурном, строительном, направлении человеческих ресурсов и т.д.).

С момента открытия музея в ОАЭ в 2017г., France Muséums продолжает поддерживать Лувр Абу-Даби в четырёх основных сферах деятельности: управление и координирование работ, предоставленными во временное пользование французскими музеями для постоянно действующих галерей музея, организация и проведение 4 международных выставок в год, обучение сотрудников и широкий спектр консультационных и аудиторских услуг во всех сферах музейного менеджмента.

France Muséums мобилизует свои команды в Париже и Абу-Даби и сеть из 17 крупных французских культурных учреждений и музеев-партнёров: Лувр, Центр Помпиду, Музей Д’Орсэ и Оранжери, Национальная библиотека Франции, Музей на набережной Бранли – Жак Ширак, Объединение национальных музеев и Гран-Пале (RMN-GP), Версальский дворец, Национальный музей восточных искусств – Гиме, Музей Клюни – Государственный музей средневековья, Школа Лувра, Музей Родена, Национальный замок Шамбор, Музей декоративных искусств (MAD), Севрская фарфоровая мануфактура, Национальный музей археологии — Сен-Жермен-ан-Ле, Дворец Фонтенбло и OPPIC ((Оператор объектов культурного наследия и недвижимости).

«Лувр в песках» показал свои сокровища

Национальный музей Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Лувр — Абу-Даби на острове Саадият, на который потратили более €1 млрд, открывается для публики 11 ноября. За три дня до этого долгожданный и выстраданный проект торжественно открыл президент Франции Эмманюэль Макрон. Проект арабского Лувра удалось реализовать с большим опозданием: он должен был начать работу еще в 2012 году.

Из Лувра в пустыню

Экспозиция Лувра — Абу-Даби рассказывает посетителям историю человечества через артефакты Древнего мира и произведения искусства, в том числе современного. Сейчас в музее показывают около 600 экспонатов, половина из которых на время приехала в ОАЭ из 30 крупнейших художественных музеев Франции.

Большую часть одолженных новому музею произведений — около сотни — привезли из парижского Лувра. В их числе «Прекрасная Ферроньера» Леонардо да Винчи, которая в экспозиции перекликается с «Мадонной с Младенцем» Беллини из собственной коллекции Лувра — Абу-Даби. На гастроли в Эмираты также отправились «Флейтист» Эдуарда Мане из Музея Орсе, «Натюрморт с магнолией» Анри Матисса и первый настоящий реди-мейд Марселя Дюшана «Сушилка для бутылок» из Центра Помпиду. Национальная библиотека Франции на время выдала один из глобусов работы Винченцо Коронелли и средневековые Коран, Библию и Тору Иемини. Приехали в Абу-Даби флорентийское блюдо XVI века из Севра из дворца Фонтенбло, китайский кувшин в персидском стиле XVI века из Музея декоративного искусства, картина «Наполеон на перевале Сен-Бернар» работы Жака-Луи Давида из Версаля, а также «Вакх в бочке» Огюста Родена из парижского музея скульптора. Будут здесь и современные художники, в частности Джузеппе Пеноне, Дженни Хольцер и Ай Вэйвэй. Последний в экспозиции представлен «Фонтаном света», стеклянной светящейся инсталляцией, напоминающей по форме памятник III интернационалу, более известный как «Башня Татлина».

В соответствии с соглашением, заключенным ОАЭ и Францией еще в 2007 году, была создана организация Agence France-Museums (AFM), в которую, помимо Лувра, вошло еще 16 французских музеев, включая Центр Помпиду, Музей Орсе и Версаль. Директор Лувра — Абу-Даби Манюэль Рабате уточнил, что экспонаты из Франции будут привозить в течение десяти лет, а организация выставок (по четыре в год) при участии AFM будет проходить ближайшие 15 лет. Куратором первой, посвященной истории парижского Лувра, станет его нынешний директор Жан-Люк Мартинес. Откроется выставка «Из одного Лувра — в другой» 21 декабря. Кроме того, AFM принимала участие в формировании собственной коллекции Лувра — Абу-Даби. За время строительства музейного здания она пополнилась итальянской фибулой с гранатами V века до н.э., живописью старых мастеров (Джованни Беллини, Якоб Йорданс), а также художников XIX–XXI веков (Эдуард Мане, Рене Магритт, Сай Твомбли). Многое было приобретено на распродаже собрания Ива Сен-Лорана и Пьера Берже на аукционе Christie’s (к примеру, работа Пита Мондриана).

Камень преткновения

Грандиозный проект перемещения произведений искусства в Эмираты в свое время расколол мировое музейное сообщество. В 2007 году более 4 тыс. музейщиков, археологов и историков искусства подписали петицию, в которой заявили, что «французские музеи не продаются». Возмутил общественность и тот факт, что в течение 30 лет и 6 месяцев разрешалось использовать слово «Лувр» в названии арабского музея. За это право Эмираты заплатили Франции €400 млн.

Солнечный город Жана Нувеля

Событием в мире искусства и архитектуры стало и само здание музея, спроектированное лауреатом Прицкеровской премии французом Жаном Нувелем. Под резным многослойным куполом диаметром 180 м и весом с Эйфелеву башню (7,5 т) он разместил целый музейный город со своими улицами, площадями и террасами, 55 зданиями и 23 галереями.

Произведения искусства экспонируются не только в залах, но и на открытом воздухе. По признанию архитектора, он намеренно избежал ярко освещенной западной развески с белыми стенами и постаментами. При этом важнейшую роль в организации выставочного пространства играют льющийся сквозь купол, будто через пальмовые ветви в оазисе, свет и многочисленные каналы с водой.

«Диалог произведений искусства в музее должен вызвать у посетителя эмоциональное потрясение, сопоставимое с тем, что чувствовали люди, когда эти работы находились в оригинальном контексте», — рассказал в интервью The Art Newspaper Нувель. В состав музейного комплекса войдет современный научный центр, который будет работать с университетами и исследователями со всего мира. Одновременно с постоянной экспозицией открываются кафе и детский музей.

Елена Гречихо

Привет, меня зовут Елена Гречиха, я очень люблю Дубай и ОАЭ, поэтому веду этот сайт об Арабских Эмиратах, эта страна покорила мое сердце, поэтому я живу здесь более 5 лет и работаю в отельном бизнесе. Надеюсь, вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы и мой блог будет вам полезен, спрашивайте и делитесь мнением в комментариях!

Оцените автора
InfoDubai.ru
Добавить комментарий